Совершенно случайно наткнулся на один, связанный с представленной ниже фотографией неоднозначный факт, который озвучу в самом конце. Но, прежде чем его озвучивать, необходимо сказать пару слов о самой этой фотографии. Это фото входит, пожалуй, в число двадцати или тридцати самых известных снимков Вьетнамской войны. Оно неизменно встречается во множестве блогов, статей и репортажей, которые так или иначе затрагивают тему войны во Вьетнаме. Причем встречается, как правило, сугубо в одном и том же контексте - как одно из разоблачений жестокостей, которые во Вьетнаме творили американские "империалисты и их марионетки". Подписи обычно соотвественные, как например: "Мать рыдает над сожженым американским напалмом ребенком". И ситуация это совершенно не новая. Это изображение я встречал как на плакатах американского антивоенного движения времен Вьетнама, так и в архивах советской прессы и печати того же периода, которые я активно поднимал чуть больше десяти лет назад во время написания диплома. И, если антивоенное движение, используя это фото особо не усердствовало, ограничиваясь прикрепленными к нему надписями в стиле "Stop the war!", то в советской печати снимок этой женщины, застывшей в крике над завернутым в полиэтилен телом, обрабатывали настоящие художники. Например, я хорошо помню обложку какой-то посвященной Вьетнаму брошюры, на которой на голову этой рыдающей девушки с черного неба сыплются похожие на хвостатую черешню бомбы с символом доллара на пузатенькой боковине. В общем, эту фотографию можно было бы назвать еще одним символом страдания вьетнамского народа в "когтях международного капитала", если бы не одно но... А "но" это состоит в том, что это фото было сделано в апреле 1969 года фотографом Ларри Берроузом в время перезахоронения жертв массовых казней, которые в 1968 году, в разгар Тетского наступления, в Хюэ проводили захватившие город вьетконговцы и подразделения северовьетнамской армии. Тогда, по разным данным, в одном только Хюэ, за одну только первую ночь наступления было казнено от трех до шести тысяч местных жителей, которые так или иначе были связаны с южновьетнамским режимом. После того, как Тетское наступление было остановлено, южновьетнамские власти несколько месяцев проводили поиски мест массовых (и не массовых) казней, после чего тела жертв эксгумировались и для перезахоронения передавались родственникам. А конкретно на этой фотографии мы видим вовсе не убитую горем крестьянку, сына которой мимоходом, с помощью напалма спалил пролетавший мимо американский "воздушный пират". На этом фото - жительница Хюэ, а в целлофановом пакете - ее, казненный Вьетконгом муж, вся вина которого состояла в том, что он (по одной из версий) служил в южновьетнамской дорожной полиции. Опознать мужа смогли только по зубам. К чему я все это? Да собственно ни к чему. Это просто заметка о том, как работает пропаганда, которая черное может превратить в белое. И наоборот. Кровь в той войне лили все. И именно на слове "все" надо делать главное ударение, а фотографию "Казнь в Сайгоне" тут же дополнять вот этой фотографией и соответстующими пояснениями. Тогда картина будет полной. #очерк@vietnam_war_chronicles #Ларри_Берроуз@vietnam_war_chronicles