Самый правильный военный памятник В последнее время в ленте Кота какие-то сумасшедшие обороты набрала тема Второй мировой войны. Танки Второй мировой, Вторая мировая на море и в воздухе, Вторая мировая во Франции и Бельгии - статьи сыплются как длинные очереди из MG-42 или залпы из реактивного миномета. Не скажу что мне это не нравится, ибо тоже весьма увлечен данной темой, да и есть у меня в "загашнике" отдельный цикл объемных статей эдак на 6-7 частей, опять же о Второй мировой. Но все таки понимая, что многие читатели наверняка пресытились темой, публиковать его, я, конечно же не буду, а сегодня предлагаю поговорить о других вещах и в другом формате - в формате публицистической заметки. Речь пойдет о военных памятниках или мемориалах - кому как угодно их называть. Обычно, когда мы слышим это слово, то в голове возникают непременно героические ассоциации - фигура солдата, мужественно сжимающего в руках винтовку, меч или автомат, со знаменем на плече и выражением твердой решимости на лице. На протяжении многих лет, да что уж там - столетий, именно так скульпторы пытались увековечить память о "героях былых времен" для будущих поколений. "Мы победили их тогда и победим и сейчас", таков был посыл скульптурных композиций. А если проиграли, то проиграли с честью... Героическими памятниками вдохновлялись и американские тинейджеры, когда после окончания старшей школы десятками тысяч записывались в армию, Корпус морской пехоты, флот и ВВС в середине 60-х годов. Начиналась Вьетнамская война, война на другом краю света с таинственным и не очень понятным врагом, которого нужно было остановить любой ценой - ведь иначе перед "красной чумой" коммунизма падет вся Юго-Восточная Азия, потом Индонезия, за ней Австралия и один только Бог знает чем это все закончится! По крайней мере, так с экранов телевизоров и из газетных заголовков вещали политики. Конец этой войны в 1975 году был поистине бесславен для Америки. Политики, которые не жалея сил агитировали народ к "борьбе с коммунизмом" так и не смогли разработать внятной стратегии, как эту борьбу в итоге выиграть. Солдаты заплатили за это страшную цену. 58,320 американских военнослужащих закончили свой жизненный путь в джунглях и на рисовых полях Индокитая. 303,644 было ранено - 75 000 из них тяжело. 23 тысячи стали инвалидами на всю оставшуюся жизнь, 5283 потеряли руку или ногу. 1589 бойцов пропало без вести. Не менее 9000 покончили жизнь самоубийством после демобилизации, столкнувшись со скотским отношением в собственной стране, которой было едва ли не наплевать на своих ветеранов. Сограждане, пусть и не все, а "крикливое меньшинство", проклинали их как неудачников, проигравших войну, как детоубийц и психически нестабильных наркоманов, помешанных на насилии. Такова была цена войны. Все хотели забыть о этой войне. О позорном поражении, о ужасах уничтожения мирного населения напалмовыми бомбами, о бессмысленных сражениях, в которых сотни американских парней отдавали свои жизни за контроль над каким-нибудь Богом забытом холмом посреди тропического леса. Но, тем не менее, память о жертве этих солдат, пусть жертве и бесцельной, должна была быть увековечена. В 1979 году ветераны Вьетнама организовали благотворительный фонд для сбора средств на строительство мемориала. Власти обещали выделить под него место у монумента Линкольну в Вашингтоне, и, надо сказать, свое обещание они сдержали - одно из немногих в числе тех что власть имущие давали бывшим солдатам. К 1981 году необходимые деньги, а именно 8, 4 миллиона долларов, были собраны исключительно за счет пожертвований граждан и частных компаний. В конкурсе проектов памятника победу одержала никому не известная китайская студентка из эмигрантской семьи Майя Лин. В ноябре 1982 года мемориал был готов к открытию. Еще на стадии проекта он вызывал много споров и те кто увидели его впервые, легко могли понять почему. Это был не памятник мужественному морпеху с звездно-полосатым знаменем в руках. Это не был лафет орудия или танк, установленный на постамент с пафосной надписью. Это была всего лишь стена. Стена длиной в 75 метров из черного гранита, из двух частей соединенных под углом. Гранит был заказан в Индии - от канадского и шведского пришлось отказаться, так как в эти страны бежали "уклонисты", не желавшие идти на фронт в годы войны. Гранит был обработан таким образом, что человек подойдя к стене в упор видел свое отражение в глубине. А подходить к памятнику поближе было ради чего... На холодном, безжизненном камне, в хронологическом порядке были отражены судьбы людей, которые не вернулись с Вьетнамской войны, были убиты врагом или пропали без вести, погибли в катастрофах связанных с эксплуатацией боевой техники или даже были застрелены собственными товарищами из мести, личных обид и по прочим причинам. Больше 58 тысяч имен и фамилий были навечно выбиты на черном граните - несколько полнокровных дивизий мертвецов, сгоревших в огне сражений. Лучше любого "героического памятника" с "героическими лицами" солдат, застывших с флагами и ружьями наперевес, незамысловатая стена демонстрировала чего стоила Штатам война в Индокитае. Каждый мог прийти сюда и лично убедиться, что стояло за сухими военными сводками в духе "9-я пехотная дивизия с тяжелыми потерями захватила лагерь Вьетконга"... Новые имена, после различных уточнений появляются на стене до сих пор. Сюда попадают и те ветераны, кто умер от ран уже после открытия мемориала. Никогда не иссякал к памятнику и поток посетителей, приносивших с собой все что им вздумается. Ходит легенда, что еще при закладке мемориала один ветеран швырнул в его основание орден "Пурпурное сердце" своего брата, который сгинул на войне. А наиболее крупным "подарком" оставленным у стены стала дверь, на которой кто-то нарисовал тюремную решетку и написал имена нескольких военнопленных и пропавших без вести солдат. Но самые трогательные сцены разворачивались тогда, когда к мемориалу приходили ветераны Вьетнама, пытаясь найти на нём имена своих фронтовых друзей. Вспоминая свои последние моменты вместе, они часто не могли сдержать слез, как и удержаться на ногах. Впрочем, оставались и недовольные, кто считал "стену" слишком мрачным напоминанием о прошедшей войне. Для их успокоения к мемориальному комплексу впоследствии был добавлен более традиционный памятник - "Три солдата". Это была бронзовая скульптура изображающая трех воинов, белого, черного и латиноса, обращенных взором по направлению к стене. Завершая эту небольшую заметку, позволю себе выразить свое личное мнение по ее главной теме. Способны ли такие памятники остановить будущие войны? Ответ очевиден - нет, ни в коем случае, давайте посмотрим только на список тех военных конфликтов в которых США участвовали после 1982 года и все станет понятно. Но они могут заставить нас, не только американцев, а людей всех стран задуматься о истинной сути войны. О том, что война это не номера бригад и дивизий, это не сантиметры брони танков и боевых кораблей, это не абстрактные цифры потерь, это не штабные карты со стрелками, обозначающими маневры войск. Может быть, именно такие мемориалы в конечном счете приведут нас к выводу, что война - это человеческая трагедия и за каждой мелкой перестрелкой стоят судьбы людей, оборвавшиеся навсегда. Жаль только, что есть такие войны, на перечисление жертв которых не хватит никакого гранита... #Любомирский@catx2 #Заметка@catx2